Что делать, когда выбился из сил?

Отрывок из литературы «Искусство Дзен, или Ремонт «мотоцикла» и уход за ним»
Произнося слово «мужество», я имею в виду не только такие его значения, как «смелость» и «решительность», но и более глубокое, старинное его значение, подразумевающее мощь мысли, чувства и воли. Так оно точнее выражает то новое качество, которое ощущает человек, испытывающий «прилив мужества».
Греки называли это ощущение enthousiasmos, от чего идет наше слово «энтузиазм», означавшее, собственно, «преисполненный теоса», то есть одухотворенный Богом или новым качеством.
Прежде, чем вновь преисполниться мужества, человек должен длительное время пробыть в покое, чтобы по-настоящему увидеть, услышать и ощутить саму Вселенную, а не одни лишь собственные представления о ней, да и то устаревшие. Однако такое мужество не есть нечто необычное или редкое.
Его часто можно наблюдать у людей, возвратившихся из длительного, спокойно проведенного отпуска (например, за ловлей рыбы). Нередко они начинают оправдываться, что вот, мол, сколько времени потратили «зря», неизвестно зачем и так далее. Однако на самом деле у такого рыболова теперь хватит мужества взяться за такие вещи, о которых он две недели назад не смел и думать. Так что время это прошло для него вовсе не «зря».
Это — ложное впечатление, вызванное нашими культурными условностями. По опыту знаю, что свое мужество человек теряет по двум причинам. Первая предполагает некие внешние факторы, выбивающие человека из колеи; я называю ее «подножкой». Вторая, — я называю ее «блокадой», — включает факторы, действующие почти исключительно внутри каждого из нас.
ПОДНОЖКА
Впервые берясь за какую-то большую работу, больше всего нужно опасаться подножки, которая называется «ошибка при сборке». Ее замечаешь, как правило, когда кажется, что уже почти все сделано. Все детали собраны, подогнаны друг к другу, и вдруг, после многодневного труда, откуда-то берется еще одна, которую не знаешь куда пристроить. Какая-нибудь подшипниковая втулка. Как можно было про нее забыть?! Неужели теперь придется опять все разбирать? И тут твое мужество уменьшается прямо на глазах. Как воздушный шарик: «пфф!»
В таких случаях действительно больше ничего не остается, как начать все сначала. Разобрать мотор заново… Но только после трех-, а то и четырехнедельного отпуска, чтобы успеть привыкнуть к этой мысли.
Такие ошибки при сборке разного рода механизмов случаются довольно часто. И когда это происходит, нужно немедленно «замерить уровень» своего мужества: не снизился ли он, и если да, то насколько? Хуже всего — поддаться «мужеству отчаяния» и пытаться наверстать упущенное время диким темпом и нечеловеческими усилиями. Так можно лишь наделать еще больше ошибок. Как только мы обнаружим, что работу придется переделывать, нужно немедленно сделать перерыв, и чем больше, тем лучше. Другая подножка называется «перемежающиеся сбои».
Самое пакостное в них то, что эти сбои исчезают сами по себе в тот момент, когда мы наконец решили за них взяться. Плохой контакт — наиболее распространенная форма таких сбоев. Он отходит только тогда, когда мотоцикл вибрирует. Когда он стоит, все в порядке. Отыскать такой сбой почти невозможно. Самое лучшее, что тут можно сделать, это попытаться вызвать его искусственно; если же и это не помогает, то проще плюнуть и забыть о нем.
Перемежающиеся сбои ведут к падению «уровня мужества» только тогда, когда человек серьезно верит, что починил свой мотоцикл. Поэтому при любом ремонте лучше прокатиться на нем для пробы пару сотен метров, прежде чем ставить точку. Если сбои все-таки будут повторяться, то это, конечно, будет действовать на нервы, но можно утешать себя тем, что это все-таки лучше, чем опять тащить мотоцикл в мастерскую, не зная, что же с ним делать. На худой конец можно взять с собой инструменты и, когда опять засбоит, остановить мотоцикл и попытаться ликвидировать сбой «в рабочем порядке».
БЛОКАДЫ
1.Самый распространенный и самый вредный вид блокады — это шаблонное мышление. Неспособность отойти от старого шаблона, взглянуть на вещи по-новому, пересмотреть свои прежние представления. При ремонте мотоцикла надо просто «проснуться» и понять, что же это мы такое на самом деле делаем. Шаблонное мышление не позволяет нам этого.
2.
Типичный случай — когда мотоцикл просто не заводится. Факт налицо, однако человек его не видит. То есть он видит «мертвый» мотоцикл, но ему мешает шаблон: мотоцикл должен заводиться!
Наткнувшись на такой шаблон, который вполне способен лишить человека значительной доли мужества, нужно прежде всего замедлить темп действий. Тем более что его все равно придется замедлить, раз мотоцикл не заводится. И — еще раз все продумать, проверить даже то, что уже счел до конца доделанным, чтобы убедиться, действительно ли ничего важного не забыто… Да просто посидеть, поглядеть на свой мотоцикл. Мысленно слиться с ним, как рыболов сливается со своей удочкой, не спуская с нее глаз. И тогда рано или поздно ты почувствуешь своеобразный толчок, легкий зов, идущий от какой-то маленькой и незаметной детали: вот она я! Это так же верно, как то, что в конце «Отче наш» в церкви всегда следует «аминь». Этот принцип незыблем, на нем весь мир держится. Главное — открыть глаза и обратить внимание на нужную деталь.
Лучшим примером шаблонного мышления я считаю индийскую ловушку для обезьян. Ее делают из пустого кокосового ореха, который привязывают к колышку. Внутрь ореха насыпают немного риса, который обезьяна может увидеть и достать через небольшое отверстие в скорлупе. Это отверстие достаточно велико, чтобы она могла просунуть руку, но слишком мало, чтобы вытащить кулак с зажатым в нем рисом. Обезьяна хватает рис — и вот она уже в ловушке, и все из-за своего шаблонного мышления. Она не в состоянии пересмотреть свое отношение к рису, понять, что свобода дороже риса в кулаке. Скоро придут крестьяне, чтобы поймать обезьяну. Вот они уже близко, вот подходят… Все! Обезьяна поймана. Какой общий совет — не конкретный, насчет ореха и риса, а именно общий — можно было бы дать несчастной обезьяне?
Наверное, ей можно было бы повторить то, что я уже говорил о шаблонном мышлении — разве что в более резких выражениях. Есть, конечно, конкретный факт, который должна понять обезьяна: разожми кулак — и ты свободна. Но как ей додуматься до этого факта? Только отказавшись от шаблона, согласно которому рис для нее дороже свободы. А как ей от него отказаться? Вот тут-то и надо замедлить темп, продумать все еще раз, проверить даже то, что, как кажется, уже доделано до конца, чтобы убедиться, действительно ли ничего важного не забыто… И — правильно, перестать ковырять свой кокосовый орех, а просто посидеть, поглядеть на него. Мысленно слиться с ним, не спуская с него глаз. И тогда рано или поздно она почувствует своеобразный толчок, легкий зов, идущий от какой-то маленькой и незаметной детали: вот она я!
Не мучиться из-за своей проблемы, а рассмотреть чистый факт, лежащий в ее основе. Тогда и «проблема» окажется не такой уж большой, как представлялось поначалу. С другой стороны, и сам факт, наверное, покажется уже не таким маловажным.
Вот какой совет, самый общий, можно было бы дать этой обезьяне.
2. Другая блокада, может быть, даже важнее предыдущей. Это — утрата мужества из-за завышенной самооценки. Самооценка тоже связана с шаблонным мышлением и даже является одной из его причин.
Если ты высокого мнения о себе, то твоя способность воспринимать новое ограничена. Завышенная самооценка мешает тебе осознать истинное качество окружающих тебя вещей. И, когда факты неоспоримо доказывают, что ты сделал глупость, завышенная самооценка мешает тебе признать это. Когда же ты слышишь речи, пусть лживые, но говорящие в твою пользу, то скорее всего примешь их за истину. Завышенная самооценка обычно препятствует ремонту мотоцикла. Человек все время обманывается относительно своих способностей, то и дело ошибается, а возомнивший о себе механик просто ненадежен.
Если скромность не относится к числу твоих достоинств, то завышенную самооценку можно компенсировать, научившись изображать скромность. Сказав себе однажды, что ты не так ловок и умен, как кажется, ты лишь прибавишь себе мужества, когда факты подтвердят эти твои слова. Таким образом, ты сможешь продержаться на плаву до тех пор, пока новые факты не покажут, что это все-таки неправда.
3. Еще одна причина потери мужества — скука. Скука означает, что ты «потерял качество», выбит из колеи и не видишь, куда едешь, что ты устал быть начеку, а это означает, что твой мотоцикл подвергается большой опасности. Ощущение скуки — признак падения уровня мужества чуть ли не до ноля: бак пуст и, прежде чем браться за что бы то ни было, надо его наполнить.
Если тебе скучно, выход тут только один: немедленно все бросить! Сходи в кино. Включи телевизор. Предоставь все воле Божией. Делай, что хочешь, только не прикасайся к своему мотоциклу. Иначе в самое ближайшее время ты совершишь свою самую Ужасную Ошибку, и эта ужасная ошибка вместе со скукой окончательно тебя доконают, так что ты лишишься последнего своего мужества, и поделать уже ничего нельзя будет.
Для меня самым лучшим средством от скуки служит сон. Когда человеку скучно, он засыпает легко и быстро, и наоборот: когда человек хорошо выспался, скучно ему никогда не бывает. Второе средство — это кофе. Когда ни то, ни другое не помогает, значит, проблемы сидят гораздо глубже, и это не просто скука. Скука тут — лишь сигнал, указывающий, что пора заняться этими проблемами — ведь ими так или иначе придется заняться когда-нибудь, — и решить их, прежде чем вернуться к своему мотоциклу. Самое скучное для меня — это мыть мотоцикл. По-моему, это вообще лишняя трата времени. Он же все равно опять заляпается, не успеешь выехать за ворота. Лучший способ переварить какое-нибудь скучное занятие вроде мытья, смены масла или смазки — это превратить его в ритуал. У привычных работ, как и у работ совершенно непривычных, своя эстетика. Мытье мотоцикла для меня сродни походу в церковь, где я тоже не ожидаю для себя ничего нового, хотя отношусь к службе очень внимательно: меня радует узнавание вещей, давно знакомых. Иногда бывает так приятно пройтись по знакомой тропинке.
Очень мудрое отношение к скуке выработал дзен-буддизм. Возьмите его коронное упражнение, «просто сиди» — казалось бы, что может быть скучнее? Если, конечно, не брать в расчет старинного индийского трюка с погребением заживо. Делать ничего нельзя; нельзя шевелиться, думать, вспоминать о чем-то. Скука смертная, одним словом. И тем не менее, где-то в глубине этой скуки заключено то, чему, собственно, дзен-буддизм и учит. Что же это такое, что находится в самой глубине скуки?
Меня, конечно, могут спросить: «И что же, если я научусь всем этим упражнениям, то со мной больше ничего не будет случаться?»
Увы, случаться-то будет, причем все, что угодно. Но ведь главное не в этом. Главное в том, чтобы научиться правильно жить. А это означает избегать ситуаций, которые могут лишить тебя мужества, и трезво смотреть на вещи. Хочешь узнать, как нарисовать самую совершенную картину на свете? Нет ничего проще! Сначала надо самому стать совершенным, а потом все нарисуется само собой. Ни картина, которую ты хочешь нарисовать, ни мотоцикл, который ты вынужден чинить, не отделимы от твоего «Я».
Если ты шесть дней в неделю, пока руки у тебя не доходят до мотоцикла, ведешь себя дурак дураком, то, спрашивается, откуда возьмутся ум и навык на седьмой день, когда ты наконец решишь им заняться? Это же все взаимосвязано. Если же ты шесть дней в неделю живешь дурак дураком, но на седьмой день действительно даешь себе труд задуматься о том, что и зачем делаешь, то, возможно, в течение следующих шести дней ты станешь уже немного умнее. Я думаю даже, что те факторы, из-за которых я теряю мужество в очередных жизненных ситуациях, на самом деле служат для меня маяками правильной жизни.
А мотоцикл, который мы с вами чиним тут все время, есть на самом деле лишь наше собственное «Я». Это не механизм, который находится где-то там, «во дворе», или его хозяин, который отдыхает от него у себя «дома», а две стороны одной и той же медали. И перейти в новое качество (равно как и отступить на два шага назад) они могут только вместе.

Роберт М. Пирсиг

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

(C) 2015-2018

Политика конфиденциальности